Среда, 20.09.2017, 04:59
Приветствую Вас Гость | RSS

.

Блог

Главная » 2015 » Март » 16 » "Содружество". Лилия Ковтун
20:10
"Содружество". Лилия Ковтун

 

На фестивале «Содружество», который проходил летом в нашем районе, перед гостями форума выступал наш хор «Канон». Его выступление запомнилось, как запомнилось и былинно-распевный рассказ о фировских храмах в исполнении руководителя «Канона» Ирины Мартыновой. Сегодня мы предлагаем это сочинение нашей землячки Лилии Ковтун вниманию читателей.

Как на Фировской земле, да в лесной сторонушке,

Там, где Тверь с Новогородом соседствует,

Эх, во древние года, да в старинные

Там сияло сорок-то крестов позолоченных,

Там стояли везде Божьи церквушки

В селе каждом было по нескольку.

Как богат же был край родимый наш,

И полно было в нем и лесов, и плодов, и хлебушка!

У крестьян закрома все полнились

Что хлебом, что мясом, что творогом.

Ведь труда тяжелого да крестьянского

Не боялись люди, не страшилися!

А как первое сельцо наше славное,

На новгородской земле да на Граничной реченьке

При Александре Невском-князюшке построено

Холуи и Рождество тож было названо.

Как на правом берегу нашей реченьки

Деревянный храм Рождества Богородицы.

Чуть поодаль - Борисоглебская церквушка,

А на левом берегу стоит часовенка

С купальнею да со святым источником.

Из источника студеная водица бьет

хрустальная Корабельны, стройны сосенки вокруг столпилися,

Как водица та питает тело человеческое,

Просветляет душу, ум да разум взбадривает.

И гласит легенда древняя –

Приплыла по речке икона супротив течения,

Да над ключом студеным и остановилася.

Подивилися тут люди добрые,

Что такая невидаль приключилася,

Да ту икону чудотворную

Из реченьки-то с почетом и вынули.

Но как следующей темной ноченькой

Вспять вернулася икона на студеный ключ!

Тогда сняли шапочки и стар, и млад,

Порешили тут поставить часовенку,

А как сказано, так и сделано!

Вот проходит лет с десяточек,

Проезжает по тем краям Екатерина Великая.

В своей ли разукрашенной кареточке,

Через мостик, что над реченькой.

Да так ли благолепно ей там показалося:

Что реченька тихая меж крутых берегов,

Что сосны стройные, корабельные.

Повелела тогда Екатерина-царица Русская,

Вместо деревянной поставить церковь камену.

Снова лет проходит не один десяточек -

Навалилось горе тучей черною,

Наступил мор повальный малым детушкам,

Косит смерть детей косою вострою.

Стоит вопль великий по всем окрестностям.

Как собралися на думу отцы и матери,

Порешили Богу дать честной обет:

Каждый год на Маккавеев-мучеников

Приводить во Божию во церквушку,

Детишек всех до единого,

Только лишь бы все исцелилися,

Услыхал Господь честных селян:

Как служба с водосвятием отслужилася,

Да как дети святою водою окропилися,

Так лютая смерть от малюток отступилася.

И до сей поры приводят в церкву Божию

В Маккавейский летний праздничек

Деток малых со всей окрестности.

И блюдут честной обет много сотен лет.

Гадыши – соседняя деревенка

Тоже славилася добрыми обычьями.

Был заветный там престольный праздничек –

День целителя святого Пантелеймона.

Вот какой завет держали люди добрые:

Звали батюшек из соседнего Рождества-села,

Обходили по порядку чтобы каждый дом,

Да все с пеньем, да с иконами, с хоругвями.

И пока не отслужат молебна водосвятного,

Не садится никто за стол обеденный.

Будь то утро, полдень или к вечеру.

И не только ведь люди-то постилися,

А постилась и рогатая скотинушка!

Выводили в чисто поле, на зелену травушку,

Ее после лишь святого окропления.

А окончится святое окропление –

Начинается великий пир горой.

Но пьяного пива там не варивалось,

Самогону на праздничек не ганивалось,

Только жарят-варят свежую убоину,

Пироги пекутся в жарких печечках,

Да столы накрываются богатые.

А наступит как Успенье Божьей Матери –

Все спешат в соседню Градобить,

В деревню Градобить на обетное купание.

В Рождество же Пресвятыя Богородицы

Идут крещеные толпой в Рождество-село.

Отстоявши молебен, к реке спускалися

И без страха в воду бросалися.

А рубашечки свои шитые

Оставляли в тихоструйной реченьке,

Чтобы нищие люди их выловили,

Да нося их, в сердце своем радовались.

А еще было село древнейшее –

Называлося оно Домкино.

Самый больший в округе храм был домкинский,

В честь святой Параскевы Пятницы.

И когда зачинали там благовест –

Звон был слышен аж в Фирове.

В день святой Параскевы же Пятницы

Крестный ход бывал по всему селу

А на площади на прихрамовой

Вот какой обычай сполняли издревле:

Как поставят там крепкий тесовый стол,

Да сажают под него баб с младенцами.

На стол ставят чан со святой водой

Да иконы святые ставят рядышком.

Зачинался молебен с окроплением.

Кто сидел под столом таким –

Исцелялись от болезней докучливых.

Много есть святых на Руси большой.

Одного святого в Жабнах родина.

Недалече от Фирова – невелико село,

Жабнами издревле прозываемое.

В честь него там и храм стоит,

А еще древней – Чудотворца храм,

Николая Угодника нашего.

Вот в селе том позатерянном,

В небогатом, крошечном домике,

Как у жабенского у священника

И родился сынок Нилушка,

В честь кого Нилова Пустынь будет названа.

Как подрос Нил до возраста юного,

Так покинул отчий край да дом родной,

Углубился в леса он дремучие,

Непроходные да непролазные,

От людской суеты чтоб отрешитится,

Да Богу в одиночестве молитися.

Но пришел черед и великих дел.

Как отправился Нил на остров Столобное,

Что на озере Селигер весь в лесах стоял,

Да построил там себе келию.

А теперь там обитель Нило-Столобенская,

На всю Россию-матушку знаменитая.

И ходит туда фировский православный люд,

Через весь район крестным шествием.

Начинается тот ход в поселке Фирово,

Что избрал гербом славный образ твой,

Преподобне отче Ниле-подвижниче,

Продолжается через Жабны-село.

А кончается в Ниловой Пустыньке.

А в селе Покровском живописнейшем

Покрова Божьей Матери стояла церквушка.

Деревянная, однако красивая.

А построила ее богатая помещица –

Хрипунова Мария свет Максимовна.

Похоронена ж Мария свет Максимовна

За заслуги перед храмом и Отечеством

Перед стенами храма, внутрь оградушки.

А была та женщина достойная

Родной бабушкой русского архитектора

Львова Николая Александрыча.

И Покровский белокаменный храм,

Появился что после деревянного,

Сотворил Николай Александрович.

Да не просто храм, а с полами теплыми.

Отопленье он придумал калориферное.

Вот откудова пошли полы-то теплые,

Из Покровского сельца, от Львова-архитектора!

А еще знаменит был Покровский храм

Добрым пастырем, отцом Германом.

А служил отец Герман там священником

Тридцать четыре долгих годика.

Много лет назад на святой Руси

Были пастыри, их таких уж нет.

Крепче камня была их вера твердая!

Из таких был и Герман наш батюшка.

Собирался народ к нему со всех концов,

Чтоб совета мудрого выспросить,

Утешеньица отцовского услышати.

И не только к живому шли к батюшке –

Но и к усопшему идут на могилу его,

У алтарной стены что устроена.

В том Покровском приходе немаленьком

Сонка есть, деревенька с часовенкой,

Удивительное есть в деревне кладбище:

Похоронены там славные воины

От литовских захватчиков павшие.

Да не только там люди покоятся,

Есть рядом и конское кладбище,

Похоронены где верные бурушки,

Наравне с людьми войну прошедшие.

В честь победы над злобными захватчиками

Установлен в Сонке скромный памятник.

Только кто вскоре ему поклонится?

И еще есть деревня придорожная,

Горшковым издревле именуемая,

Как гласит легенда старинная

Был там храм, что в войну суровую

Во сыру землю сам собой ушел,

Словно прячась от поругания.

И рассказывали в Горшкове жители:

Колокольный звон с-под земельки слышался.

Славна богатырями земля русская

И на Фировской земле такие водятся.

Вот, к примеру, Александр Нефедов, добрый молодец,

Из крестьян был, но богат духом, разумом.

Землепашец, пчеловод, кузнечил, плотничал,

Цветовод, фотограф, строил мельницы,

До всего дошел он пытливым умом.

Он выписывал журналов множество,

Дневники вел научные, аграрные,

Самородок русский Нефедов был.

И родилася в душе дума крепкая,

Спроектировал Нефедов церковь в Фирове.

На свои, на кровны крестьянски грошики,

Он построил церквушку деревянную

С витражами яркими блескучими.

Ну и мир Александру чем мог помог,

И в начале века двадцатого освятили сей Божий храм

Да во имя Пресвятой Троицы.

Но пришла лихолетья годинушка –

Враги Божии церковь новую

Разгромили да разграбили.

Но недолго длилось осквернение –

В одночасье сгорел храм до основания.

И сейчас православного Фирова жители

Собирают на новый храм по рублику.

Снова строят всем миром потихонечку,

Помоги им, Господи, в трудах праведных!

Но везде на фировской земле-матушке,

Из руин православные храмы возрождаются,

Русский дух христианский подымается.

И пока колокольный звон всюду слышится,

Русь святая стоит - не колышется!

Просмотров: 112 | Добавил: Max0066 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
...
...
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 12
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0